Русский язык Рыбченкова Учебник §4

6 класс Русский язык Рыбченкова Учебник §4 «Текст и его признаки» + упражнения №№ 23-27. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Русский язык 6 класс.
УМК Рыбченкова, учебник § 4

<< § 03   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 05 >>


§ 4. Текст и его признаки

№ 23. Функц..ональные разн..видности языка, публ..цистический стиль, оф..циально-дел..вой стиль, язык худож..ственной л..тературы, г..сударственный язык Ро(с, сс)ийской Федерации.

№ 24. Работая в парах, обсудите, какой из данных ниже фрагментов является текстом. Какова тема и основная мысль первого фрагмента? Можно ли определить тему и основную мысль во втором фрагменте? Как вы думаете, почему?

(1) В раннем детстве любил я огромное кресло, носившее странное название «Курым». За это кресло меня прозвали Курымушкой. Прозвище долго мучило и злило меня, пока, наконец, я не поумнел и не понял, что злиться и драться нехорошо. И как только я это понял и перестал злиться, так вскоре все и перестали меня дразнить Курымушкой. (М. Пришвин)

(2) Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Ранней весной бывают особые метели — солнечные. Мыльными пузырями называют всё несовершенное, быстро лопающееся, ненадёжное. Осенью Маврик упросил бабушку купить ему Чижика. Волька прикрыл глаза от палящего солнца. В воде сверкнула золотым боком какая-то рыба. (Е. Пермяк)

  1. * Как связаны между собой предложения в тексте?
  2. Запишите текст, подчёркивая в нём слова, которые помогают связать предложения.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ.
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например афоризм, пословица, поговорка, объявление), совокупности предложений, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.
Микро- – начальная часть сложных слов, вносящая значения:
• очень малый (микроорганизм, микроэлемент и т. п.);
• связанный с изучением очень малых предметов, величин (микроанализ, микроаналитический, микробарограф, микробиология, микроскоп и т. п.);
• одна миллионная доля какой-либо единицы измерения (микроампер, микровольт, микросекунда и т. п.).   (Т. Ефремова)

Текст — это несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и расположены в определённой последовательности. Чтобы определить тему текста, надо задать вопрос, о чём или о ком он.
Основная мысль — это то, ради чего автор написал текст. Задайте к тексту вопрос: что хотел сказать автор читателям в этом тексте?

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ.
Основными признаками текста являются:
смысловая цельность. Любой текст — это высказывание на определённую тему (она, как правило, названа в заголовке), в котором автор передаёт своё отношение к тому, о чём говорит (главная мысль);
членимость. Текст делится (членится) на определённые части (главы, разделы), он состоит из предложений, абзацев;
связность. Между частями и предложениями текста существует смысловая и грамматическая связь. Части текста связаны между собой. Предложения расположены в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли. Связь осуществляется с помощью лексических и грамматических средств языка.

№ 25. Послушайте стихотворение С. Маршака «О том, как хороша природа…». Определите тему и основную мысль стихотворения.

О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке, —
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
Но, глядя с берега крутого
На р..зовеющую гла..ь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово — «Благодать!»

  1. Определите по словарю лексическое значение слова благодать. К какому словарю вы обратитесь?
  2. Докажите, что перед вами текст. К какой функциональной разновидности языка он относится?
  3. Запишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов.
🔔 СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА
Чтобы выяснить, является ли текстом приведённый фрагмент, необходимо определить:
1) какая тема раскрывается в нём (то есть дать ответ на вопрос, о чём или о ком текст);
2) какую главную мысль он содержит (ответить на вопрос, для чего написан текст, что утверждает автор);
3) на какие части делится текст;
4) как части текста связаны между собой.

⚠ Текст состоит из смысловых частей.
Микротема — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Часто микротема в тексте начинается с абзаца (с красной строки).

№ 26. Прочитайте фрагменты маленького рассказа М. Пришвина «Беличья память». Можно ли назвать это текстом? Какой признак текста нарушен при таком расположении фрагментов? Как надо их переставить, чтобы получился текст?

(1) Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чувствовала запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

(2) Сегодня, разглядывая на сн..гу следы зв..рушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пр..билась сквозь снег в мох, достала там с ос..ни спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлу..ки наш..л. Потом отб..жала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

(3) Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

  1. Как вы думаете, что значит слово полазка?
  2. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.
  3. Определите микротему каждой части текста.
  4. Запишите 2-й фрагмент, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов.

СЛОВАРЬ. Смекалка, -и, ж., мн. нет (разг.). Сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть что-н. Смекалки не хватает. Человек со смекалкой.

№ 27. Послушайте «Сказку про солнечного зайчика» Р. Погодина. Какова её тема? Определите, сколько смысловых частей в тексте.

Сказка про солнечного зайчика

Однажды веч..ром, когда со(?)нце садилось и уже остался г..реть над землёй только самый краешек, оторвался от него солнеч(?)ный зайчик — не захотел возвращаться домой.

Решил солнеч(?)ный зайчик: «Поживу-ка я на земле. Побуду в этом красив..м доме, вот как в нём чисто и всё в цветах». Прил..пился солнеч(?)ный зайчик на занавеску и сидит себе. Со(?)нце совсем скрылось за лесом. Солнечный зайчик с занавески на люстру перепрыгнул. С люстры на вазу — развлекается один.

В этой комнат., девочка была больная, с т..мп..ратурой. «Ноч(?) уже, а солнечный зайчик всё скач..т, как странно», — уд..вилась девочка, лёжа в постел.. .

Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула. И зайчику стало скучно. Вдруг стало ему холодно. Он на печку прилепился, а печка летом не топленная. На букет прыгнул — цветы тоже холодные, третьего дня срезанные. Скакал солнечный зайчик, скакал — сила у него уже на исходе. На потолок прыгнул. Подумал: «Может, с потолка солнышко увижу», — да не удержался на потолке и упал. Прямо девочке на щёку. А девочка ведь больная была, жар у неё был высокий. Согрелся солнечный зайчик на девочкиной щеке и уснул.4

Утром солнышко встало. Озабоченное очень. Думает солнышко: «Наверно, пропал озорной солнечный зайчик, остыл и помер». Глядь, а он вот где, на щеке у больной девочки. Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи. Подхватили его, подбросили, шевелят-теребят. Нашёлся! Как выжил?

А девочка повернулась на другой бок, вздохнула сладко и проснулась здоровая.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ
Как вы думаете, почему красная строка называется красной?
  • Прочитайте текст и выполните задания по выбору.

А

Б

1. Как вы понимаете слова третьего дня срезанные?
2. Какова микротема каждой смысловой части текста? Составьте план текста и запишите его.
3. Как осуществляется связь между первым и вторым абзацами текста?3. Как осуществляется связь между выделенными предложениями?
4. Выполните синтаксический разбор последнего предложения в тексте.4. Выполните синтаксический разбор указанного предложения (в 5-м абзаце).
5. Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме: А: «П».5. Найдите в тексте предложение, которое соответствует схеме: «П», — а.
6. Запишите третий и четвёртый абзацы, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов.6. Запишите первые два абзаца, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов.

 


Вы смотрели: 6 класс Русский язык Рыбченкова Учебник §4. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 03   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 05 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.