Русский язык Рыбченкова Учебник §2

6 класс Русский язык Рыбченкова Учебник §2 «Повторение изученного в 5 классе» + упражнения №№ 7-15. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Русский язык 6 класс.
УМК Рыбченкова, учебник § 2

<< § 01   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 03 >>


§ 2. Повторение изученного в 5 классе

№ 7. Ро(с, сс)ийская Федерация, г..сударственный язык, язык межнац..онального общения, суб(?)ект Федерации, л..тературный язык, прав..ла русской орфографии и пунктуац..и, функц..онирует во всех сферах общественной ж..зни, богатый сл..варный з..пас, языковой б..рьер.

№ 8. Произнесите слова правильно.

Блюдце — Р. п. мн. ч. — ?; боль — Р. п. мн. ч. — ?; ботинки — Р. п. мн. ч. — ?; вафли — Р. п. мн. ч. — ?
Брать — брала, брало, брали; верный — верен, верна, верно, верны; включить — включу, включит; дождаться — дождалась; заключить — заключит; надолго; начаться — начался, началась, началось, начались; отдать — отдала, отданы.

№ 9. Образуйте от существительных:

1) формы дательного и предложного падежей единственного числа: воля, затея, траншея, галерея, идея, неделя, компания;
2) форму предложного падежа единственного числа: жребий, комментарий, отделение, слияние, удивление, лезвие, помещение, жильё, заседание, ружьё.

№ 10. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов.

В солнечном сиянь.., прийти на день рождени.., на опушк.. рощ.., видеть на расстояни.., играть на роял.., остановиться в гостиниц.., в зелен.. листвы, дом в Подмосковь.., выращивать в оранжере.., караван в пустын.., получение бандерол.., памятник на площад.., на детской площадк.., деревья в ине.., в верховь.. реки.

№ 11. Выберите правильные окончания глаголов.

1) Ты скоро выздорове(ешь, ишь). 2) Ве(ют, ят) ветры. 3) Колыш(ут, ат)ся камыши. 4) Собаки ла(ят, ют). 5) Ночь дыш(ит, ет) прохладой. 6) Ни на что не наде(ят, ют)ся. 7) Когда услыш(ешь, ишь) или увид(ешь, ишь) что-то новое, то захочешь увидеть и услышать продолжение. 8) Скаж(ешь, ишь) — не ворот(ешь, ишь), напиш(ешь, ишь) — не сотрёшь. 9) Как постел(ешь, ишь), так и выспишься. 10) Их здесь ненавид(ют, ят).

№ 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Что нужно сделать, чтобы написать глаголы правильно?

1) Пусть он лучше вымоет посуду, пока ты буд..шь в магазине. — Почему ты опять буд..шь меня так рано? 2) Летом мы ед..м на море. — Фруктов мы ед..м примерно столько же, сколько и овощей.

  • Как вы думаете, распознаёт ли ошибки такого характера компьютерная программа проверки правописания? Почему?

№ 13. Прочитайте текст и определите его тему.

Весна, бесспорно, самое лучшее и самое поэтическое время года, о чём писано и переписано поэтами всех стран и народов; но едва ли где-нибудь весна так хороша, как на далёком, глухом севере, где она является поразительным контрастом сравнительно с суровой зимой. Притом южная весна наступает исподволь, а на севере она производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы. <…> (1) С ясного голубого неба льются потоки животворящего света земля торопливо выгоняет первую зелень бледные северные цветочки смело пробиваются через тонкий слой тающего снега, — одним словом, в природе творится великая тайна обновления. <…> (2) Прибавьте к этому освежённую глянцевитую зелень северного леса весёлый птичий гам и трудовую возню какими оглашаются и вода и лес и поля и воздух. Это величайшее торжество и апофеоз той великой силы, которая неудержимо льётся с голубого неба, каким-то чудом претворяясь в зелень, цветы, аромат, звуки птичьих песен, и всё кругом наполняет удесятерённой, кипучей деятельностью. Я люблю этот великий момент в бедной красками и звуками жизни северной природы, когда смерть и немое оцепенение зимы сменяется кипучими радостями короткого северного лета. (Д. Мамин-Сибиряк)

СЛОВАРЬ. Апофеоз, -а; м., от греч. apotheosis — обожествление; 1) прославление, возвеличение какого-л. лица, явления или события; 2) заключительная торжественная массовая сцена некоторых театральных представлений; 3) торжественное завершение события.

  • Выполните задания по выбору.
АБ
1. В каком значении употреблено в тексте слово апофеоз?
2. Как вы думаете, какое название текста в большей степени отражает его содержание: «Весна на севере», «Наступление весны», «Стремительное обновление природы»? Свой ответ обоснуйте.
3. Какие языковые средства выразительности использованы в тексте?3. С помощью каких языковых средств в тексте передаются изменения в природе, происходящие весной на севере?
4. Перепишите выделенное предложение (1), расставляя пропущенные знаки препинания.4. Перепишите выделенное предложение (2), расставляя пропущенные знаки препинания.
5. С помощью знака Z разбейте текст на абзацы так, чтобы каждый абзац соответствовал композиционной структуре текста: I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение.
6. Из каждой части текста выпишите ключевые слова и устно перескажите текст.

СЛОВАРЬ. Бывальщина, -ы, ж. Короткий устный народный рассказ о чём-нибудь чудесном и удивительном, будто бы случившемся в прошлом; жанр устного народного творчества.

№ 14. Прочитайте текст. С какой целью он написан?

У меня в голове всё время сказывает(?)ся какая-то смутная мысль о взаим..связи труда и народного иску(с, сс)тва. А не одно ли это понятие: труд и народное иску(с, сс)тво? Во всяком случа.., раньше в крест(?)янск..м быту не было чёткой грани между трудом и иску(с, сс)твом. Пастух, играя на ро..ке, не думал3 о том, что это иску(с, сс)тво, просто было приятно пасти к..ров3 с ро..ком, а не без ро..ка. Мастерство круж..вницы2 или ткачихи было крепко связано с долгим трудом, и тяжесть этого труда не замечалась, она скрашивалась затейливост(?)ю и яркост(?)ю узора. Плотники баловали1 себя затейливым коньком крыш.., узорным налич(?)ник..м, успевая пл..сти не менее затейливую словес(?)ную вязь. ..слепшие или ..слабевшие старики нанимались в плотницкие и рыболовецкие артели «сказывать сказки и бывалыцинки». Зря не хотелось есть хле.., сочиняли на ходу. (По В. Белову)

  1. Как вы понимаете выражение словесная вязь?
  2. О чём рассуждает автор? Прочитайте предложение, в котором сформулирована позиция автора по отношению к затронутому в тексте вопросу.
  3. Какие аргументы приводит автор, подтверждая свою позицию?
  4. Согласны ли вы с автором или позиция автора кажется вам устаревшей? Устно сформулируйте свою позицию.
  5. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Какие орфографические правила вы применили, чтобы написать слова верно?

№ 15. Прочитайте фрагменты и расположите их в таком порядке, чтобы получился связный текст.

1) Он не очень верил в обещания. Благие помыслы — прекрасная вещь. Но нередко встречаем мы людей, у которых обещания подменяют саму деятельность, и привлекательный план на будущее становится вроде бы уже делом настоящего. Вы мало работаете наверно, это самый тяжёлый упрёк ученикам, на который был способен Дау.

2) Без любознательности писал Ландау нормальное развитие человека, по-моему, немыслимо. Отсутствие этого драгоценного качества зримо при всяком столкновении с куцым интеллектом со скучным старичком любого возраста.

3) Уже сделал. Вернувшись из Парижа, я с гордостью рассказывал ему что встречался там со знаменитым Луи де Бройлем, нобелевским лауреатом. Да, де Бройль задумчиво сказал Ландау Жаль, что он так мало сделал…

4) Ценность человека определялась для Ландау делом, которое этот человек сделал. Не званиями, премиями, популярностью — только делом. Если речь заходила о (не)-известном человеке, он сразу спрашивал А что он сделал? (По Я. Голованову)

  1. Как вы понимаете выражения куцый интеллект, старичок любого возраста? В прямом или переносном значении употреблены здесь выделенные слова?
  2. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Свою точку зрения обоснуйте.
  3. Выпишите из текста предложения с прямой речью, расставляя необходимые знаки препинания. Сформулируйте пунктуационное правило, которое вы применили.

СЛОВАРЬ. Куцый, -ая, -ее. 1. Короткий, обрубленный (о хвосте). 2. С коротким, обрубленным хвостом (о животных, птицах). 3. Разг. пренебр. Недостаточной длины, размера; короткий. 4. Перен. ирон. или пренебр. Ограниченный, не выходящий за пределы чего-л.; неполный, урезанный.

 


Вы смотрели: 6 класс Русский язык Рыбченкова Учебник §2. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 01   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 03 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.