Русский язык Ладыженская Учебник §17

6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §17. Ключевые слова. Упражнения №№ 94-99 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Русский язык 6 класс.
УМК Ладыженская, учебник §17

§ 16   Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника  § 18 

 

§ 17. Ключевые слова

С помощью ключевых слов можно лучше понять текст, запомнить и пересказать самое главное.
94. В данном тексте много ключевых слов, что объясняется его основной задачей — рассказать о правилах поведения молодых дворян в Петровскую эпоху. Прочитайте текст. Запишите выделенные ключевые слова, словосочетания и предложения. Перескажите текст, используя ваши записи.

ПРАВИЛА ДЛЯ МОЛОДЫХ ДВОРЯН ПРИ ПЕТРЕ I

Для того чтобы молодое поколение вырастало вежливым, воспитанным, по указанию Петра I в 1717 году был подготовлен учебник этикета «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Частично это были переводы из сочинений иностранных авторов, но многие параграфы пособия чисто российского происхождения.

Юные дворяне должны были в обиходе проявлять учтивость и вежливость, а дерзость и драчливость были недопустимы.

Требовалось, чтобы юные дворяне проявляли уважение к родителям: «… впервые наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать».

Правила учтивого поведения требовали, чтобы при приветствии снимали шляпу.

При разговоре до́лжно «благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение своё, что достойно, предъявить».

Правила поведения за столом предписывали, что «должно тихо и смирно, прямо сидеть».

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Ключевые слова: Петр I, 1717, «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», учтивость, вежливость, уважение к родителям, при приветствии снимали шляпу, «благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить», слушать других, не перебивать, за столом «должно тихо и смирно, прямо сидеть».
95. Какие из этих правил вам кажутся современными? О каких других правилах вежливого общения вы могли бы рассказать? Запишите ключевые слова вашего рассказа.
Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Все правила из учебника этикета Петра I остаются актуальными до сих пор.
Я хотел бы рассказать ещё про другие правила вежливого общения: 1) говорить «спасибо», «пожалуйста», здороваться и прощаться; 2) не оценивать вслух внешние данные человека; 3) открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперёд; мальчикам следует пропускать вперёд девочек и женщин; 4) культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами, не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды; 5) прикрывать рот ладонью при кашле.
Ключевые слова моего рассказа: «спасибо», «пожалуйста», здороваться и прощаться; не оценивать; пропускать вперёд; культурно вести за столом, прикрывать рот. 
96. Выпишите 7–10 ключевых слов (словосочетаний) из рассказа ученицы И. Терешиной. К какому типу речи можно отнести это сочинение?

Мой друг — это наша собака, которую зовут Тайга.

Однажды мы с папой поехали на мотоцикле за малиной в лес. День был жаркий, пели птицы. Вдруг раздался тревожный лай нашей Тайги.

Добежали мы, смотрим — наша Тайга лает на мальчишек. Один из них держал в руках маленького птенца. Он жалобно пищал, а вокруг летала его мама, она громко пищала, словно просила о чём–то. Тайга сердито лаяла на проказников.

Что было делать мальчишкам? Оставили они птенчика, а мы поздравили нашего друга с тем, что он спас птичью семью.

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Ключевые слова: собака Тайга, лес, тревожный лай, мальчишки, птенец, оставили птенчика, поздравили, спас, семью.
Тип речи — повествование.
97. Определите по ключевым словам и запишите названия литературных произведений.
  1. Царь, мудрец, золотой петушок, шамаханская царица.
  2. Царевна, мачеха, зеркальце, королевич Елисей.
  3. Руслан, Людмила, Черномор.
Смотреть РЕШЕНИЕ задания
1. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
2. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
3. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». 
Названия книг заключаются в кавычки, первое слово пишется с заглавной буквы.
98. Запишите ключевые слова, которые вы бы использовали при описании картины Р. Ф. Хузина «У окна» (см. в конце книги).
Смотреть РЕШЕНИЕ задания
 
99. Прочитайте начало «Мишиной сказки» А. Яшина (в тексте выделены ключевые слова). Продумайте продолжение сказочной истории. Озаглавьте свой текст.

Жили–были старик да старуха. А в Сладком озере было много рыбы. Старик ловил рыбу, а старуха варила уху. Но вот старик поймал однажды золотую рыбку. Настоящую золотую, а не простую

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Золотая рыбка

Принес золотую рыбку домой, бабка подивилась, и стали думать, что с нею делать. Думали, она волшебная, стали с ней разговаривать. Она ничего не отвечала. Хотели чешую с нее золотую содрать, и то не вышло.
— Ай… Сварим, да и делов-то.
— Ага! — сказал дед.
Стала старуха уху варить. А какая вкусная вышла, пуще прежней!
Наутро проснулись — не поверили своим глазам: все дома в золоте; мебель, ковры, печь — все золотое.
Пришла к ним бабка-соседка, изумилась, стала кусочек рыбки выпрашивать. Дали ей старики…
Вскоре слух по всей деревне прошел, все захотели кусочек рыбки. Жители делились друг с другом, все дома засияли золотом!
Приехала их внученька с города, не поняла, почему никто с ней не здоровается, не узнает, смотрит свысока. Зашла к родным в дом.
— Ой, не садись! — закричала старуха.
Девушка вскочила, обиделась. А потом присмотрелась… Протерла рукой стол, а оттуда гниль полезла, и рухнул стол.
Плачет дед, плачет баба!
— Что ты наделала, негодяйка!
— Не все золото, что блестит! — сказала внучка. 

 


Вы смотрели: 6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §17. Ключевые слова. Упражнения №№ 94-99 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

§ 16   Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника  § 18 

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.