6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §5. Фонетика. Орфоэпия. (Повторение изученного в 5 классе). Упражнения №№ 27-36 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Русский язык 6 класс.
УМК Ладыженская, учебник §5
§§ 1-4 Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника § 6
§ 5. Фонетика. Орфоэпия
На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?
Вспомните сильные и слабые позиции: а) гласных; б) согласных.
Какие вы знаете шипящие согласные?
Как на письме изображается звук [й’]?
Порядок фонетического разбора слова
- Слоги, ударение.
- Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
- Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.
- Количество букв и звуков.
Образец письменного разбора
ведёшь [в’ид’о́ш] ве–дёшь
[в’] — согл., зв. парн., мягк. парн.
[и] — гл., безуд.
[д’] — согл., зв. парн., мягк. парн.
[о́] — гл., уд.
[ш] — согл., глух, парн., тв. непарн.
6 букв, 5 звуков
27. Прочитайте отрывок из стихотворения В. Суслова. Как его нужно читать — громко или тихо? Сколько раз повторяется шипящий [ш]? Не возникает ли у вас впечатления, что вы в тишине слышите шорох леса?
В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит.
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу–шу–шу да ши–ши–ши.
Тише, Шорох, не шурши,
Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
— Слышу.
По болоту
Вышли цапли на охоту,
Цапли ужинать спешат,
Рыщут–ищут лягушат.
— Слышишь?
— Слышу.
Две букашки
Спать устроились в ромашки,
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
28. Знаете ли вы такие стихотворения, где подбором слов передаются кукование кукушки, кваканье лягушек, полёт шмеля и т. д.? Может быть, вы помните отдельные строки из этих стихотворений? Прочитайте их вслух.
29. Какой звук повторяется в стихотворении «Гном и гром» А. Кондратьева чаще всего? Как вы думаете, почему?
И в лесу,
И возле дома
Умный Гном боится Грома!
Загрохочет в тучах Гром —
Умный Гном сейчас же в дом.
Ведь всегда у Гнома дома
Есть громоотвод от Грома!
30. Прочитайте скороговорки вначале медленно, затем быстро, выделяя голосом повторяющиеся сочетания звуков. Сколько в первой скороговорке звонких согласных? Сколько во второй скороговорке глухих согласных?
1. Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
2. Грабь граблями гравий, краб.
31. Произнесите слова правильно.
Скворечник, яичница, алфавит, сантиметр, музей, звонит, понял, щавель, жалюзи, баловать, банты, ворота, теннис.
32. Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите: а) слова с безударным е в корнях; б) одно слово с оглушением звонкого согласного на конце. Выполните фонетический разбор выделенных слов.
На кровлях тихих дач и в поле на земле
Чернеют птицы. В ясную погоду
Мелькают стаями в осенней светлой мгле,
Как лёгкий дым, плывут по небосводу.
И роща бедная, умильно дорожа
Цветными листьями на тонких чёрных прутьях,
Не ропщет, не шумит и слушает, дрожа,
Разгул ветров на перепутьях.
(С. Маршак )
От каких условий зависит употребление и неупотребление буквы ь:
а) на конце слова;
б) между согласными внутри слова?
33. Распределите слова на две группы: а) с разделительным ъ; б) с разделительным ь. Обозначьте в словах условия выбора букв ъ и ь. Дополните каждую группу 2–3 своими примерами.
Сош(?)ём, с(?)естное, под(?)ём, бур(?)ян, выл(?)ешь, пред(?)юбилейный, необ(?)ятный, солов(?)и, об(?)явление, раз(?)езд, в(?)ют.
34. Сгруппируйте слова по наличию или отсутствию ь на месте скобок.
Вос(?)мой, вет(?)ви, гвоз(?)дик, прос(?)ба, сел(?)ский, январ(?)ский, молот(?)ба, воз(?)мёшь, октябр(?)ский, сер(?)га, тон(?)ше, июл(?)ский.
35. Объясните, в каких случаях ь пишется на конце существительных после шипящих.
- Ремесло не коромысло: плеч(?) не оттянет.
- У ленивого и крыша течёт, и печ(?) не печёт.
- Бережёная вещ(?) два века служит.
- Умный товарищ(?) — половина дороги.
- Рож(?) поспела — берись за дело.
- Дорога́ помощ(?) во́время.
- Не столько натрясут груш(?), сколько наломают.
- Грозит мыш(?) кошке, да из норы.
- Ёрш(?) бы в ухе, да лещ(?) в пироге.
- Выигрыш(?) с проигрышем на одних санях ездят.
36. На примере слов компания — кампания, поседеть — посидеть, бал — балл и т. п. проведите исследование произношения и написания слов. Как не ошибиться в написании этих слов? Ответ на этот вопрос дайте в форме советов.
Вы смотрели: 6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §5. Фонетика. Орфоэпия. (Повторение изученного в 5 классе). Упражнения №№ 27-36 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
§§ 1-4 Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника § 6