Русский язык Ладыженская Учебник §6

6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §6. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. (Повторение изученного в 5 классе). Упражнения №№ 37-45 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Русский язык 6 класс.
УМК Ладыженская, учебник §6

§ 5   Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника  § 7 

§ 6. Морфемы в слове.
Орфограммы в приставках и в корнях слов

⇒   Что такое морфема?
Перечислите морфемы, имеющиеся в основе слова.
Как определить окончание в слове?
Что такое нулевое окончание?
Что такое однокоренные слова?
Что такое варианты морфем?
37. Прочитайте словосочетания. Сочетаются ли прилагательные из первой колонки с существительными из второй колонки? Почему? Выделите морфемы, благодаря которым образованы однокоренные слова с различным лексическим значением. Приведите примеры однокоренных слов с разными приставками, суффиксами.

обидное замечание               |             обидчивый ребёнок
обидное слово                        |             обидчивый мальчик
обидное прозвище                |             обидчивая девочка

Порядок морфемного разбора слова
  1. Окончание и основа; значение окончания.
  2. Приставка (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).
  3. Корень; подобрать однокоренные слова.
Образец письменного разбора

Русский язык Ладыженская Учебник §6

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6 
38. Заполните таблицу данными словами.

Русский язык Ладыженская Учебник §6
Заоблачный, перелесок, сбережём, выросли, резьба, безбрежный, надпись, неловкий.

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6 
39. Прочитайте выразительно стихотворение. Какова его основная мысль? Выпишите по 2—3 изменяемых слова, основа которых состоит из: а) корня; б) корня и суффикса; в) приставки, корня и суффикса. В выписанных словах обозначьте основу и её части (морфемы), окончание.

МАЛЕНЬКИЕ СТАНЦИИ РОССИИ

Маленькие станции России,
Полевые, к северу лесные,
С тополиной2 вьюгой2 по весне,
Золотые осенью, зимою
В голубых сугробах под луною,
Примут поезд,
Промелькнут2 в окне —
И земля покажется красивей,
Потому что за спиной всегда
Маленькие станции России
На пути в большие города.
(А. Чепуров)

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6 
40. Подготовьтесь записать под диктовку текст упр. 39. Графически обозначьте орфограммы в приставках и в корнях слов.
Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6 
41. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Как называют человека, любящего свою Родину? Спишите. Объясните вставленные орфограммы.

МЕЩЁРА

На первый взгляд Мещёра — это тихая и немудрая земля под неярк..м небом.5 Но чем больше узн..ёшь, тем всё больше, почти до бол.. в сер(?)це, начина..шь любить эту обыкновенную землю. И если придёт(?)ся защ..щать свою стр..ну, то где–то в глубине сер(?)ца я буду знать, что я защ..щаю и этот кл..чок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрач(?)но на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому (не)забудет(?)ся.
(По К. Паустовскому)

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6
42. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, выделяя 2—3 абзаца. Графически обозначьте известные вам орфограммы в корнях слов.

С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял2 реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо.4 На полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло–золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на тёмные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко виден был в нём полураскрытый, покинутый шалаш садовника.
(И. Бунин )

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6 
43. Заполните таблицу «Буквы ё, о, е, и после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов» данными словами, обозначая в них орфограммы на месте пропусков.

Ш..рстка, ц..линдр, стереж..т, щ..лкать, на свеж..м воздухе, ц..ган, ш..лковый, ж..лудь, акац..я, щ..лка, ц..плёнок, ч..тный, ж..сткий, ц..рк, ш..в, пч..лка, ш..пот, ц..фра, щ..тка, демонстрац..я, ц..клон, ц..трусовый, крыж..вник, ж..лтый, ч..рный, ч..рточка, ш..рох, в чуж..м краю, врач..м, товарищ..м, отц..м, свеч..й, полотенц..м, в больш..м здании.
Русский язык Ладыженская Учебник §6

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6 
44. Диктант. Графически обозначьте вставленные орфограммы.

В(?)ющееся р..стение, ра(з, с)пол..житься у руч(?)я, зар..сли ежевики, устойчивый ц..клон, на ц..ферблате ч..сов, кинос(?)ёмка в павиль..не, ра(з, с)фасовать продукц..ю, под(?)ехать к станц..и, ребяч(?)и пальц.., бе(з, с)покойный характер, выр..щенный в оранжерее цветок, выл..жить из сумки, ра(з, с)двигать ветки, прил..гать усилия, ра(з, с)жечь костёр.

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6
45. Прочитайте примеры из стихотворений В. Маяковского. Назовите слова, которые придумал поэт. Разберите их по составу.
  1. Вышла луна одиночить.
  2. Как живые в нашей книжке слон, слониха и слонишки.
  3. Видел всех. Пора домой. До свиданья, зверики!

Возможно, вы сами или ваши младшие братья и сёстры придумывали слова в раннем детстве. Составьте словарь таких слов, объясняя их состав и значение.

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §6 

 


Вы смотрели: 6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §6. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. (Повторение изученного в 5 классе). Упражнения №№ 37-45 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

§ 5   Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника  § 7 

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.