География 6 Алексеев §28 «Мировой океан (2)» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 6 класс (Полярная звезда) § 28.
<< § 27 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 29 >>
§ 28. Мировой океан (2)
Что такое острова и полуострова?
На карте вблизи побережий материков м среди Океана вы увидите отдельные участки суши, со всех сторон окружённые водой, – острова. Встречаются и группы островов – архипелаги.
Острова бывают разных размеров. но все они во много раз меньше материков. Самый крупный остров на Земле – Гренландия – расположен к северо-востоку от Северной Америки. Другие крупные острова – Мадагаскар, Сахалин, Баффинова Земля, Новая Гвинея, Великобритания, Калимантан. Все перечисленные острова по происхождению материковые. Это значит, что в результате движений земной коры от материка отделялись небольшие части и возникали острова. Кроме того, существуют вулканические и коралловые острова. Первые образовались в результате подводных извержений вулканов. Вторые – из окаменевших остатков кораллов, например, Большой Барьерный риф.
Коралловые острова: Мальдивские, острова в составе Большого Барьерного рифа.
Материковые острова: Гренландия, Мадагаскар, Тасмания.
Полуострова – это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой. Самые большие полуострова на Земле – Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров – Таймыр. Полуостров Камчатка находится на Дальнем Востоке, на побережье Тихого океана.
ОСТРОВА И ПОЛУОСТРОВА – ЭТО УЧАСТКИ СУШИ В ОКЕАНЕ.
Как устроено дно Океана?
Если бы океанические котловины в земной коре были просто гигантскими углублениями с ровным дном, Мировой океан имел бы одинаковую глубину – 3750 м. Однако на физической карте мы видим разные оттенки голубого цвета в океанах. Чем интенсивнее цвет, тем большую глубину он обозначает. Оказывается, дно Океана неровное. Его рельеф такой же сложный, как п рельеф суши (рис. 65).
Вдоль побережья материка тянется шельф (его ещё называют материковой отмелью). Это мелководная окраина материков с глубинами обычно до 200 м. Для Океана такие глубины совсем небольшие, и шельф лучше всего освоен человеком. В шельфовых зонах ведётся основной улов рыбы п добывают огромное количество нефти. Далее начинается крутой материковый склон. На глубине 3000–3500 м он заканчивается материковым подножием.
Шельф, материковый склон и материковое подножие вместе составляют подводную окраину материков. Строение земной коры здесь сходно с материковой.
До глубины 6000 м располагается огромное по плошали ложе Океана. Рельеф ложа Океана сглажен, по. как п на суше, здесь существуют поднятия п впадины, горные хребты п вулканы. Их вершины, поднимающиеся выше уровня Океана, образуют острова (Исландия и др.).
Особое место занимают огромные по размерам срединно-океанические хребты, возвышающиеся над ложем на 3000–5000 м. Они существуют в Мировом океане как единая замкнутая система обшей длиной около 60 тыс. км.
Глубоководные желоба – это узкие длинные впадины с крутыми склонами и глубиной более 6000 м. Они расположены у побережий материков либо вытянуты вдоль островных дуг. Одни из таких желобов – Марианская впадина – находится на востоке Тихого океана у Марианских островов. (Самое глубокое место на Земле – дно Марианской впадины – 11022 м)
Дно Оксана покрыто в основном осадочными отложениями. Они образуются при разрушении берегов волнами или приносятся реками. Большая их часть осаждается на шельфе. Кроме того, на дне Океана накапливаются остатки отмерших организмов и продукты извержения многочисленных подводных вулканов.
ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ РЕЛЬЕФА ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА ЯВЛЯЮТСЯ ПОДВОДНЫЕ ОКРАИНЫ МАТЕРИКОВ, ЛОЖЕ ОКЕАНА И СРЕДИННО-ОКЕАНИЧЕСКИЕ ХРЕБТЫ.
ШАГ ЗА ШАГОМ. Описываем океан и море по карте
- Найдём океан на карте п определим, в каком полушарии и между какими материками он находится. Для моря определим океан, к которому оно относится.
- Используя текст учебника, определим площадь океана.
- Используя шкалу глубин в атласе, определим максимальную глубину.
- Определим, в какой части океана находится море.
- Определим, берега каких материков и крупных стран омывает. Используем п физическую, п политическую карты.
- Укажем важнейшие заливы, проливы.
- Определим виды хозяйственной деятельности людей, связанной с океаном или морем, используя учебник, справочники и консультации с учителем.
Вопросы и задания после изучения § 28
- Что такое остров и полуостров?
- Установите соответствие:
1) Участок суши, со всех сторон окружённый водой
2) Участок суши, с трёх сторон окружённый водой
3) Часть моря или океана, вдающаяся в сушу
4) Узкие вытянутые участки морской поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.
A) Полуостров, Б) Остров, B) Пролив, Г) Залив. - Используя текст параграфа п рисунок 65, расскажите об особенностях строения дна Океана.
- Нанесите на контурную карту все острова и полуострова, названия которых выделены в тексте.
- Дайте описание Атлантического и Индийского океанов по плану.
- Дайте описание Чёрного п Баренцева морей по плану.
- Расспросите родителей п знакомых: что они знают об островах? Па каких островах. возможно, кто-то из них побывал? Какие впечатления у них остались?
Вы смотрели: География 6 Алексеев §28 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 27 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 29 >>