Математика Виленкин Учебник 1

Математика Виленкин Учебник 1 «Среднее арифметическое» (задания 1.1 — 1.40) из § 1 «ВЫЧИСЛЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ». Ознакомительный фрагмент учебника 2023 года. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Математика 6 класс (Виленкин, 2023) §1 п.1

<< §6 п.44   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   §1 п.2 >>

Глава I Смешанные числа

§ 1. Вычисления и построения
§ 2. Действия со смешанными числами
§ 3. Отношения и пропорции

§ 1. Вычисления и построения.

 

1. Среднее арифметическое

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: • среднее арифметическое • средняя скорость.

Задача 1. Три девочки собирали клубнику. Первая собрала 8 кг, вторая 9 кг, а третья 4 кг. Всю клубнику они поделили поровну. Сколько килограммов клубники получила каждая девочка?
Решение. Девочки собрали 8 + 9 + 4, т. е. 21 кг клубники. Каждой досталось 21 : 3, т. е. по 7 кг клубники.

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Среднее арифметическое = (сумма чисел) : (количество слагаемых)

Задача 2. Катамаран плыл 4 ч со скоростью 16,1 км/ч и 3 ч со скоростью 15,4 км/ч. Найдите постоянную скорость, с которой он должен был плыть, чтобы проплыть это расстояние за то же время.
Решение. Расстояние, которое проплыл катамаран, равно
16,1 • 4 + 15,4 • 3 = 64,4 + 46,2 = 110,6 (км).
Разделим расстояние на время, затраченное на этот путь:
110,6 : (3 + 4) = 110,6 : 7 = 15,8 (км/ч).
Ответ. Катамаран должен был плыть с постоянной скоростью 15,8 км/ч.

Такую скорость называют средней скоростью движения, и она равна частному от деления пройденного пути на время движения.

Ответ задачи можно получить, если найти среднее арифметическое скоростей:
(16,1 + 16,1 + 16,1 + 16,1 + 15,4+ 15,4+ 15,4) : 7= 15,8 (км/ч).

Подобным образом находят среднюю урожайность, среднюю производительность и т. д.

В повседневной жизни часто используются средние арифметические значения величин. Например, средняя рождаемость в городе, среднее потребление сахара за год жителями страны, средний балл по математике за третью четверть в классе и многое другое.

Среднее арифметическое позволяет сравнивать числовые показатели величин одного типа. Например, если среднее арифметическое температур в августе равно 19,1 °С, а в июле 18,9 °С, то июль оказался холоднее августа.

  • Что называют средним арифметическим нескольких чисел?
  • Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
  • Как найти среднюю скорость движения?
  • Приведите примеры средних арифметических величин.

Упражнения № 1.1 – № 1.40

№ 1.1. Отметьте на координатной прямой числа 4 и 12. Найдите их среднее арифметическое и тоже отметьте его на координатной прямой. Какое предположение можно сделать?

№ 1.2. На рисунке 1.1 отрезки NM и NK равны. Найдите координату точки М. Найдите среднее арифметическое координат точек М и К.
Математика Виленкин Учебник 1

№ 1.3. Найдите среднее арифметическое чисел:
а) 83,4 и 84,5; в) 2,23; 2,26; 2,34 и 2,07;
б) 0,2; 0,3 и 0,4; г) 6,276; 5,864; 7,223; 9,106; 8,728 и 3,003.

№ 1.4. В течение недели ноября ежедневно в 12 часов дня школьники записывали следующие показания термометра: 4,1; 3,8; 4,1; 4,2; 4,1; 4,0; 3,9 градусов тепла. Найдите среднюю температуру за эту неделю в 12 ч дня.

№ 1.5. У ученика за четверть по литературе стоят следующие оценки: 5, 3, 4, 4, 5, 5, 4, 3, 5, 4. Найдите среднюю оценку ученика за четверть.

№ 1.6. Чему равно среднее арифметическое чисел 42,43; 42,39; 42,64 и 42,57? Округлите его до сотых.

№ 1.7. Пешеход шёл 2 ч со скоростью 5,2 км/ч, 2 ч со скоростью 4,8 км/ч и 1 ч со скоростью 4,5 км/ч. Чему равна средняя скорость пешехода на всём пути?

№ 1.8. Экскурсионный теплоход двигался 4,3 ч по озеру со скоростью 106,4 м/мин, затем 2,5 ч по реке со скоростью 24 км/ч, наконец, 1,2 ч по заливу со скоростью 10 км/ч. Найдите среднюю скорость движения теплохода на всём пути.

№ 1.9. Черепаха бежала 5 мин со скоростью 70,2 м/мин и 2 мин со скоростью 106,4 м/мин. Найдите среднюю скорость черепахи на пройденном за это время пути.

№ 1.10. На первом поле вырастили 5264 ц помидоров, а на втором – 5425 ц. Найдите урожайность помидоров на каждом из этих полей и найдите среднюю урожайность на двух этих полях, если площадь первого поля равна 29 га, а второго – 33 га. Округлите результат до сотен. Предложите другой способ решения этой задачи.

№ 1.11. Первое число равно 7. Чему равно второе число, если среднее арифметическое двух чисел равно 5,3?

№ 1.12. Среднее арифметическое четырнадцати чисел равно 4,5, а среднее арифметическое шести других чисел — 2,75. Найдите среднее арифметическое этих двадцати чисел.

Сумма чисел равна среднему арифметическому, умноженному на количество чисел.

№ 1.13. На первом участке трассы лыжник шёл 3 ч с некоторой скоростью, а на втором — 2 ч со скоростью 25 км/ч. Найдите скорость лыжника на первом участке трассы, если его средняя скорость на трассе равна 28 км/ч.

№ 1.14. Скорость теплохода по течению 20,8 км/ч, а против течения 14,4 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и скорость течения.

№ 1.15. Среднее арифметическое двух чисел равно 42. Чему равны эти числа, если одно из них в 2,5 раза меньше другого?

№ 1.16. Вычислите.
Математика Виленкин Учебник 1

№ 1.17. Найдите частное:
а) 60 : 0,6; б) 0,9 : 0,3; в) 40 : 0,2; г) 100 : 0,1; д) 1000 : 0,01; е) 8 : 0,4; ж) 0,42 : 0,7; з) 0,1 : 0,01; и) 1 : 0,5.

№ 1.18. При покупке красных гвоздик в упаковках оказалось 35, 26, 39, 28, 20, 26, 29 цветов. Можно ли из всех этих цветов сделать 7 одинаковых букетов?

Вы знаете, что: 0,1 = 1/10; 0,25 = 1/4; 0,2 = 1/5; 0,125 = 1/8; 0,5 = 1/2. Поэтому умножить число на 0,25 означает найти четверть числа; умножить на 0,2 означает найти пятую часть числа и т. д.

№ 1.19. Как проще всего найти произведение: а) 7000 • 0,1; б) 600 • 0,2; в) 48 • 0,25; г) 32 • 0,125; д) 114 • 0,5?

№ 1.20. 1) Может ли произведение двух чисел оказаться меньше: а) одного из множителей; б) обоих множителей? Приведите примеры.
2) Может ли частное оказаться больше делимого? Приведите примеры.

№ 1.21. Папе, чтобы купить нужное количество материалов для починки забора, нужно определить его длину, но нет рулетки. Петя заметил, что расстояние между двумя соседними столбиками забора равно пяти его шагам, а столбиков всего 40. Чему равна длина забора, если один шаг мальчика 0,45 м? Сколько решений имеет задача?

№ 1.22. Найдите частное:
а) 0,468 : 0,26; в) 3,648 : 4,56; д) 50,02 : 41;
б) 0,9775 : 0,425; г) 0,559 : 0,043; е) 142,4 : 178.

№ 1.23. Найдите корень уравнения:
а) 4,1x – 2,9x + 7,5 = 7,98; б) 7,8у – (5,6у + 10,6) = 3,7;
в) (8,3 – z) • 4,9 = 5,88; г) (11,2 – р) • 4,5 = 31,5.

№ 1.24. Центр аттракционов занимает 14400 м2, что составляет 0,01 всего парка. Найдите площадь парка и выразите её в квадратных километрах.

№ 1.25. В 10 ч легковой автомобиль догнал грузовой, а в 19 ч был впереди него на 180 км. Какое расстояние было между автомобилями в 7 ч того же дня, если скорость легкового автомобиля 66 км/ч? Есть ли в условии лишние (избыточные) данные?

№ 1.26. Фотовыставка размещена в сквере на стендах. Стенды расставлены вокруг квадратного газона со стороной 46 м. Посетители рассматривают экспозицию, двигаясь со скоростью 0,016 м/с. Смогут ли они за час обойти всю выставку?

№ 1.27. Заполните таблицу.
Математика Виленкин Учебник 1

№ 1.28. Найдите значение выражения: 1) (59 – 26,42) • 3,5; 2) (9 – 4,58) • 0,5.

№ 1.29. Найдите среднее арифметическое чисел:
а) 43,25; 41,64; 38,24; 47,82 и округлите ответ до десятых;
б) 7,126; 5,364; 3,275; 1,932 и округлите ответ до тысячных.

№ 1.30. Найдите среднюю длину своего шага, измерив длину пяти своих шагов.

№ 1.31. Три поля имеют площадь по 100 га каждое. С первого поля собрали 3610 ц пшеницы, со второго — 3780 ц пшеницы, с третьего — 3545 ц пшеницы. Определите урожайность пшеницы на каждом поле и найдите среднюю урожайность на трёх полях.

№ 1.32. Велосипедист ехал 2,6 ч со скоростью 6,6 м/с, а затем 1,4 ч со скоростью 5,2 м/с. Чему равна средняя скорость движения велосипедиста на всём пути?

№ 1.33. Одно число равно 5,9. Найдите другое число, если среднее арифметическое двух чисел 3,2.

№ 1.34. Среднее арифметическое двух чисел 4,9. Одно из них в 1,8 раза меньше другого. Найдите эти числа.

№ 1.35. Среднее арифметическое двух чисел 5. Найдите эти числа, если первое число на 2,5 больше второго.

№ 1.36. За 7 ч комбайнёр убрал кукурузу с 9,8 га поля. С какой скоростью двигался комбайн, если ширина жатки равна 3,5 м?

№ 1.37. На одну порцию десерта из клубники берут 120 г ягод и 25 г сливок. Сколько килограммов сливок потребуется для приготовления десерта из 24 кг клубники? Сколько порций получится?

№ 1.38. Биомасса — это шестой по запасам из источников энергии на Земле после горючих сланцев, урана, угля, нефти и природного газа. Ежегодно на Земле образуется около 170 млрд т первичной биологической массы. Биомасса растительности лугов, степей и пашен составляет около 70 % от первичной биомассы. Найдите, сколько баррелей нефти она может заменить, если 380 т дают столько же энергии, сколько один баррель нефти. Ответ округлите до целого числа миллионов.

№ 1.39. Найдите значение выражения:
а) 4,3x + 6,9x + 7,7x – 5,9x при x = 5,4; 0,6; 100;
б) 4,9а – (3,9а + 0,6а) при а = 3,2; 9,38;
в) 19,84с – (7,84с + 11,7с) при с = 0,4; 5,02.

№ 1.40. Вычислите: а) 42,885 – 27,885 : (0,72 + 4,35); б) 241,18 + 258,82 : (39 – 36,5).

Математика Виленкин Учебник 1

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Проверочная работа

  1. Найдите среднее арифметическое чисел:
    а) 5, 4, 1, 0, 9, 3, 1, 0, 0, 5;
    б) 10, 34, 65, 48, 96;
    в) 4,9; 5,1; 5; 4,8; 5,2;
    г) 20,1; 100,6; 21; 20,5; 105,8.
  2. Одно число равно 6,4. Чему равно другое число, если среднее арифметическое этих двух чисел равно 3,25?
  3. Среднее арифметическое двух чисел равно 146. Найдите эти числа, если одно число больше другого на 22.
  4. Велосипедист ехал 6 мин в гору, преодолев 1,2 км, затем он проехал 5,3 км по велосипедной дорожке, затратив на этот участок дороги 12 мин. По лесной тропинке протяжённостью 2,3 км он ехал 15 мин. С какой средней скоростью ехал велосипедист? Ответ запишите в км/ч.
  5. * а) Среднее арифметическое трёх последовательных натуральных чисел равно 21. Найдите эти три числа.
    б) Сформулируйте правило для нахождения среднего арифметического трёх последовательных натуральных чисел.

 

<< §6 п.44   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   §1 п.2 >>


Вы смотрели: Математика Виленкин Учебник 1 «Среднее арифметическое» (задания 1.1 — 1.40) из § 1 «ВЫЧИСЛЕНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ». Ознакомительный фрагмент учебника 2023 года.

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.