6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §15. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Упражнения №№ 83-88 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Русский язык 6 класс.
УМК Ладыженская, учебник §15
§ 14 Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника § 16
§ 15. Тема и основная мысль текста.
Заглавие текста
83. Прочитайте текст. Что хотел сказать автор, передавая разговор двух птиц? В каком предложении выражена основная мысль автора?
ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ
Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу–то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху, нет второй такой птицы на свете.
Послушал гуся журавль и говорит:
— Право, ты, гусь, глупая птица. Ну можешь ли ты плавать как щука, бегать как олень или летать как орёл?
Лучше знать что–нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.
(К. Ушинский)
84. Рассмотрите рисунок-схему на с. 40. Какие глаголы вы чаще используете, говоря о теме и основной мысли текста? Составьте 5–6 словосочетаний с глаголами из схемы.
85. Найдите основную мысль в басне И. Крылова. Как автор раскрывай основную мысль, на каком примере?
ЧИЖ И ГОЛУБЬ
Чижа захлопнула злодейка–западня;
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
86. Докажите, что стихотворение Г. Сапгира — текст.
Объясните написание слов с пропущенными буквами.
БУТЕРБРО..
Ч..дак математик
В Германии ж..л.
Он булку и масло
Случ..йно слож..л.
Затем результат
Полож..л себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрёл
Бутербро.. .
87. Что отражено в заголовке стихотворения А. Пушкина? Какое настроение передаёт нам автор? Как бы вы озаглавили стихотворение, если бы хотели выразить его основную мысль?
ОСЕННЕЕ УТРО
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены;
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели беспечные забавы!
Забыты вы. до сладостной весны!
88. Напишите о каком–нибудь памятном событии так, чтобы была понятна основная мысль вашего текста. Озаглавьте сочинение.
Возможное начало:
• Никогда не забуду…
• Я надолго (а может быть, на всю жизнь) запомню…
• Помню…
Вы смотрели: 6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §15. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Упражнения №№ 83-88 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
§ 14 Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника § 16