Русский язык Ладыженская Учебник §15

6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §15. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Упражнения №№ 83-88 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Русский язык 6 класс.
УМК Ладыженская, учебник §15

§ 14   Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника  § 16 

§ 15. Тема и основная мысль текста.
Заглавие текста

83. Прочитайте текст. Что хотел сказать автор, передавая разговор двух птиц? В каком предложении выражена основная мысль автора?

ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собой:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу–то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху, нет второй такой птицы на свете.

Послушал гуся журавль и говорит:
— Право, ты, гусь, глупая птица. Ну можешь ли ты плавать как щука, бегать как олень или летать как орёл?

Лучше знать что–нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.
(К. Ушинский)

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
В последнем предложении текста содержится основная мысль. 
⇒    В каждом тексте о чём–то или о ком–то говорится — это тема текста. Самое главное, что хотел сказать автор, — это основная мысль текста. Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всём тексте.

Русский язык Ладыженская Учебник §15

84. Рассмотрите рисунок-схему на с. 40. Какие глаголы вы чаще используете, говоря о теме и основной мысли текста? Составьте 5–6 словосочетаний с глаголами из схемы.
Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Говоря о теме и основной мысли текста, я чаще всего использую глаголы: раскрыть, сформулировать, высказать, изобразить.
Словосочетания с глаголами из схемы: раскрывать тему, определять основную мысль, выбирать тему, записать основную мысль, формулировать тему, выражать основную мысль.

 

⇒    Тема, а также основная мысль могут быть отражены в названии (заголовке) текста.
85. Найдите основную мысль в басне И. Крылова. Как автор раскрывай основную мысль, на каком примере?

ЧИЖ И ГОЛУБЬ

Чижа захлопнула злодейка–западня;
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Основная мысль: «Вперед чужой беде не смейся».
Автор раскрывает основную мысль на примере того, как голубь издевался над чижом, попавшим в западню, и сам в нее попал.

 

86. Докажите, что стихотворение Г. Сапгира — текст.
Объясните написание слов с пропущенными буквами.

БУТЕРБРО..

Ч..дак математик
В Германии ж..л.
Он булку и масло
Случ..йно слож..л.
Затем результат
Полож..л себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрёл
Бутербро.. .

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Русский язык Ладыженская Учебник §15 

 

87. Что отражено в заголовке стихотворения А. Пушкина? Какое настроение передаёт нам автор? Как бы вы озаглавили стихотворение, если бы хотели выразить его основную мысль?

ОСЕННЕЕ УТРО

Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены;
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели беспечные забавы!
Забыты вы. до сладостной весны!

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
В заголовке отражена тема стихотворения.
Настроение: грусть, тоска, пустота, чувство утраты.
Я бы назвал стихотворение «Грустная осень». 

 

88. Напишите о каком–нибудь памятном событии так, чтобы была понятна основная мысль вашего текста. Озаглавьте сочинение.

Возможное начало:
• Никогда не забуду…
• Я надолго (а может быть, на всю жизнь) запомню…
• Помню…

Смотреть РЕШЕНИЕ задания
Помню, как мама вела меня 1 сентября в 1 класс. Вокруг все такие красивые, нарядные, с белыми бантами, в белых блузках. Мне страшно и интересно одновременно. Кругом незнакомые люди, шумно, все разговаривают. Помню, как мама искала учительницу с табличкой нашего класса.

 


Вы смотрели: 6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §15. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Упражнения №№ 83-88 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

§ 14   Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника  § 16 

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.