6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §14. Текст, его особенности. Упражнения №№ 77-82 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Русский язык 6 класс.
УМК Ладыженская, учебник §14
§ 13 Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника § 15
§ 14. Текст, его особенности
Кипрей — очень тёплый цветок Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет Вокруг кипрея стоит тёплый воздух Этот цветок выделяет из себя теплоту И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами Это их сторож и защитник, их нянька Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой Самоотверженный цветок И как же этот лес хорош(?) поз(?)ней осенью, когда прилетают вальдшнепы* Они (не)держ..тся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушк.. Ветра нет, и нет ни солнца ни света ни тени ни дв..жения ни шума В мягк..м воздух.. разлит осенний зап..х Тонкий туман стоит вд..ли над ж..лтыми полями Сквозь обн..жённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо Кое–где на липах в..сят последние золотые листья Сырая земля упруга под ногами Для справок: здание — оно, дом; На кустах акаци.. с..дело много вороб(?)ёв. Подкрался я к ним поближе нацелился своим аппаратом гляжу в гл..зок.4 Вот передо мной на ветк.. воробышек. Да какой, оказывает(?)ся, нарядный! Я раньше этого и (не)замечал. Верх головк.. серенький, будто серенькая шапоч(?)ка надета. Грудка и брюшко тоже серые а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие. Вверху, на крыльях — белая поло..ка. Пов..рнул воробышек ко мне голо..ку, словно и впрямь фотографироваться хоч..т. Гляжу — щ..чки (у)него почти беленькие, а под шейкой большое ч..рное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! Рядом (с)ним воробьиха с..дит. Она не такая нарядная вся серенькая. — Слушай, Машка, вот если бы открылся такой магазин — «Всё для счастья». Вы смотрели: 6 класс Русский язык Ладыженская Учебник §14. Текст, его особенности. Упражнения №№ 77-82 и ответы на них. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения. § 13 Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника § 15
По форме тексты могут быть устными и письменными.
По виду речи — монологическими и диалогическими.
По типу речи тексты делятся на повествование, описание, рассуждение.
Устойчивые разновидности текстов — это жанры (заявление, информационная заметка, письмо и т. д.).77. Спишите, расставляя знаки завершения в конце предложений. Докажите, что у вас получился текст. Как лучше озаглавить его: «Кипрей», «Заботливый цветок», «Сторож сосен»? Понаблюдайте, какие слова связывают предложения в первом абзаце. С помощью каких слов автор выражает своё отношение к цветку?
(К. Паустовский)
С полчаса бежал Маркиз на север. Он не оглядывался на своих спутников и не останавливался, уверенно перепрыгивал поваленные деревья, пресекал лесосеки и просеки. (Ю. Коваль)
А также предложения в тексте связываются с помощью оправданного повторения одного и того же слова, однокоренных слов, синонимов и других средств.78. Прочитайте и озаглавьте текст И. Тургенева. Какие факты отобраны писателем для описания поздней осени? Как связаны предложения друг с другом? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
79. Найдите и исправьте недочёты в выборе средств связи между предложениями.
ремонтировать — чинить;
шкафы, столы, диваны — мебель.80. Как лучше озаглавить текст: «Воробей», «Франт», «Какой нарядный!» Найдите в тексте элементы описания. Определите в первом абзаце средства связи предложений. Спишите первый абзац, расставляя пропущенные запятые.
Из второго и третьего абзацев выпишите слова со вставленными орфограммами, объясните их выбор.
(Г. Скребицкий)81. Прочитайте диалог из рассказа И. Зверева «Второе апреля». Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
— А чем там торговать? — спросила Машка, нисколько не удивившись.82. Напишите рассказ, что произошло (случилось) с той вещью, которую вы купили в магазине «Всё для счастья».